Світ думок

АЙСЕДОРА ДУНКАН

Айседора Дункан

Айседора Дункан, чье имя давно стало синонимом танца, родилась в Сан-Франциско 27 мая 1878 года. Ее матери, после развода оставшейся одной с четырьмя детьми, приходилось много работать, поэтому Айседора с ранних лет была предоставлена самой себе. В своих воспоминаниях о детстве она благодарит судьбу за бедность их семьи, позволявшую детям вести свободную, не скованную запретами жизнь, близкую природе: «...именно этому обстоятельству я обязана вдохновением, приведшим к созданию моего танца».

Благодаря матери все детство будущей танцовщицы было пронизано музыкой и поэзией. По вечерам миссис Дункан садилась за пианино и играла своим детям Бетховена, Шумана, Шуберта, Моцарта, Шопена или читала вслух из Шекспира, Шелли, Китса. Айседора часто говорила, что начала танцевать раньше, чем научилась ходить. Во всяком случае, в шесть лет она собрала соседских детей и открыла свою первую «школу танца». Когда ей исполнилось десять, они с сестрой уже имели широкий круг учениц и зарабатывали преподаванием. Они называли это новой системой танца, хотя тогда никакой системы еще, конечно, не было. Айседора импровизировала под музыку и обучала всем красивым движениям, которые приходили ей в голову.

Похоже, идея нового танца пришла к ней естественно, как дыхание жизни. А потом несколько лет проявлялась, оформлялась и становилась яснее.

Первые шаги к сцене не были легкими. Семья часто голодала. Но идеализм клана Дункан всегда помогал одерживать победу над материальными трудностями. Правда, полная непрактичность быстро сводила на нет едва появлявшиеся средства.

Молодость Айседоры была наполнена вдохновением и творческим энтузиазмом. Они с братом Реймондом начинали утро танцами в Люксембургском саду (тогда семья уже жила в Париже), а потом проводили долгие часы в Лувре, любуясь греческими вазами. Иногда им было почти нечего есть, но это не мешало рассуждать об идеях Платона, читать Шопенгауэра и «Критику чистого разума» Канта или плакать от восторга на представлении греческой трагедии.
Я понял, что в разных концах мира, в силу неведомых нам условий, разные люди, в разных областях, с разных сторон ищут в искусстве одних и тех же очередных, естественно нарождающихся творческих принципов. Встречаясь, они поражаются общностью и родством своих идей. Именно это и случилось при описываемой мной встрече [с Айседорой Дункан]: мы с полуслова понимали друг друга.
К. С. Станиславский
Чикаго, Нью-Йорк, Лондон, Париж. Айседора постепенно приобретала известность и продолжала искать. «Я проводила долгие дни и ночи в поисках танца, который мог бы стать божественным отражением человеческого духа посредством движений тела. Часами я стояла неподвижно, скрестив руки на груди, прикрыв солнечное сплетение... я искала и наконец нашла главную пружину всякого движения, единство, из которого рождаются все разнообразные движения, зеркало, отражающее создание танца...»

Балет, считала Айседора, опирается на телесный центр и порождает искусственное, механическое движение, не передающее движения души. Она же искала внутренний источник, который передал бы движение тела. Тогда тело обрело бы прозрачность и стало проводником разума и духа. «Когда я слушала музыку, лучи и вибрации музыки струились по направлению к этому источнику света внутри меня, где преображались в духовное видение, зеркало не разума, но души; и с помощью этого видения я могла отобразить их в танце».

Она часто пыталась объяснить это артистам. Об этом пишет в своей книге Станиславский, который в то же самое время искал внутренний творческий двигатель актера и после встречи с Дункан пришел к выводу, что они ищут одно и то же в разных областях искусства.
Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, ее нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной. 
                                                                                               Мери Фентон Роберте
Айседора Дункан создавала новый танец. Но для нее он скорее был возвращением к чему-то древнему, изначальному. Духовная свобода, способность выразить в танце то, чем наполнилась душа естественная потребность человека.

Ее система не требовала изнурительной и суровой подготовки. Она сама признавалась, что неспособна на это. Слишком порывиста и свободолюбива была ее натура. Движения танца Айседоры были простыми: шаги, легкий бег, невысокие прыжки, свободные батманы, выразительные позы и жесты. Магия, видимо, таилась в глубоком проникновении в музыку, эмоциональной передаче состояния. Чем объяснить восторги огромных залов? Талантом исполнительницы или восприимчивостью публики? Может быть, и тем, и другим. Ее интуитивное понимание музыки было удивительным. Бывало, композиторы, перед которыми она танцевала их музыку, признавались, что именно такими представляли свои произведения.

Ее танцы рождались из видения текущей реки и из прочитанного стихотворения, из произведений искусства и наблюдения за ритмом набегающей волны. Из многодневного созерцания «Весны» Боттичелли родился «Танец будущего»: «Я сидела перед картиной до тех пор, пока по-настоящему не начала видеть, как растут цветы, как танцуют босые ноги, как раскачиваются тела; до тех пор, пока предвестник радости не сошел ко мне, тогда я думала: «Я станцую эту картину и пошлю всем это послание любви, весны и рождения жизни»... Я стремилась найти значение весны через тайну этого прекрасного движения. Мне казалось, что раз жизнь представляет собой такую путаницу и слепые поиски, то, если мне удастся разгадать секрет этой картины, я смогу показать другим путь к полноте жизни и радости».

Она всегда выступала в простой тунике наподобие греческой, которую часто носила и в повседневной жизни. Революционным шагом были голые ноги, не затянутые шелковым трико, принесшие танцовщице прозвище «божественная босоножка». Айседора придерживалась античных взглядов о естественной красоте и гармоничности тела.

Критики писали о ней восторженно:
«Дункан танцует естественно, просто, как танцевала бы на лугу, всем своим танцем борется с обветшавшими формами старого балета»;
«Эти прекрасные поднятые руки, имитирующие игру на флейте, игру на струнах... эти всплескивающие в воздухе кисти рук, эта длинная сильная шея... хотелось всему этому поклониться живым классическим поклонением!»;
«Каждое движение ее полно такого великолепия и красоты, что ваше сердце начинает биться сильнее, глаза влажнеют, и вы понимаете, что, даже если жизнь ваша счастливая, такие дивные моменты выпадают раз во много лет... Самое необыкновенное  это впечатление, которое у вас остается от этой женщины, даже когда танец окончен и сцепа пуста».

Если бы она рассматривала танец лишь как сольное исполнение, то дальше все было бы просто. Достигнув славы, желанная в любой стране, она могла бы продолжать свои триумфальные выступления. Но Айседора была одержима мыслью о школе и об огромном ансамбле, танцующем Девятую симфонию Бетховена.
Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
                                                                                                Максимилиан Волошин
Первую школу она создала в Германии. Купила виллу в Грюневальде и постаралась превратить ее в рай для детей. Везде картины, греческие барельефы и ее любимые голубые занавесы. Она мечтала, что воспитает детей в духе эллинистической красоты, а ее воспитанники потом будут обучать и развивать других детей, пока все дети мира не станут огромным счастливым танцующим коллективом. В школу набрали сорок детей, которых мадам Дункан, по сути, усыновила, содержала, воспитывала и обучала. Но покрывать расходы становилось все труднее. «Я должна разыскать какого-нибудь миллионера!»  часто восклицала Айседора. Миллионер нашел ее сам. Парис Юджин Зингер, один из самых богатых людей Европы, пришел и предложил взять на себя все расходы по содержанию школы. В своих воспоминаниях Айседора называет его Лоэнгрином, рыцарем-спасителем.

Лоэнгрин стал отцом ее второго ребенка. Отцом первого был великий режиссер-реформатор Гордон Крэг. Верная своим убеждениям, Айседора отказывалась от брака, считая, что он лишает женщину свободы.

Ее дети были прекрасны, подрастали и уже начали танцевать среди других воспитанников. Айседора была счастлива. И тут произошла трагедия. Дочь и сын погибли (автомобиль, на котором они ехали, упал в реку). Горе Айседоры было безграничным. От самоубийства ее удержали маленькие ученицы, окружившие ее со словами: «Айседора, живите для нас. Разве мы  не ваши дети?» Она долго пряталась от людей и не могла выходить на сцену. Со временем острая боль утихла, но рана в душе так и не затянулась. Айседора продолжала заниматься обучением детей, но вмешалась война, школу пришлось закрыть. Свою последнюю и дольше всего просуществовавшую школу Айседора Дункан создала в России.
Дайте красоту, свободу и силу детям. Дайте искусство людям, которые так в нем нуждаются. Великую музыку нельзя больше использовать только для услады небольшой группы культурных людей, ее нужно бесплатно отдать массам; она им так же необходима, как воздух и хлеб, ибо она духовное вино человечества. 
                                                                                                            Айседора Дункан
Революцию в России она, как и многие, подобно ей, мечтавшие о новом мире, восприняла идеалистически. Когда Советское правительство прислало ей приглашение с предложением организовать школу в России, она поехала не раздумывая. Хотя отговаривали ее все: большевистская Россия внушала ужас. Она верила, что на земле каким-то чудом создано идеальное коммунистическое государство, и собиралась провести остаток жизни одетая в красную блузу среди товарищей, одетых так же просто и исполненных братской любви. Главное - сбылась мечта: государство будет поддерживать ее школу.

Осенью 1921 года в «Рабочей Москве» было помещено объявление об открытии «школы Айседоры Дункан для детей обоего пола в возрасте от 4 до 10 лет». Первоначально детей было больше ста, позже осталось сорок. Больше не удавалось прокормить и обогреть в голодной и холодной Москве двадцатых годов. На эту школу Айседора потратила остатки своих сбережений и была вынуждена уехать из России, чтобы заработать на школу гастролями. После Айседоры школой руководила ее приемная дочь Ирма Дункан.

Айседора была провозвестницей нового танца, но она не создала педагогической системы, не имела значимых преемников. Подражательниц свободной пластике Дункан было предостаточно, но многое в искусстве Айседоры было связано именно с ее необыкновенной личностью и не поддавалось переводу в законченную методику. Ее танец не имел устоявшихся па и позиций, но требовал необыкновенной душевной наполненности. Хорошо написала об этом Мэри Фэнтон Роберте: «Имитаторов Айседоры Дункан не существует, потому что нет других женщин, которые посвятили бы всю свою жизнь тому, чтобы ясно представить, что же такое красота, искренне ее искали и отбрасывали бы все, что не находится в гармонии с простотой и совершенством Природы».

В отличие от танцовщиц, создававших позднее современный танец (Мэри Вигман, Марты Грэхем, Мерс Каннингэм), для Айседоры главным в танце была идея  воплощенная в движении идея свободы, гармонии и красоты. Она никогда не ограничивалась сценой, для нее танец был самой жизнью, а не попыткой создать новую эстетику.

Айседора Дункан была гениальной танцовщицей. И, безусловно, она оказала большое влияние на сценический танец. Гении приходят, чтобы указать возможности. И мы помним этих людей, подобных звездам на небосклоне своего времени, потому что можно сколько угодно говорить о новой эстетике, но только сердце исполнителя заставит затрепетать сердце зрителя. А без этого трепета будет лишь холодное размышление о способностях танцовщика и изяществе или неуклюжести его поз. Айседора Дункан заставляла сердца зрителей трепетать. Поэтому она осталась в истории.

У нее было множество недостатков, это правда. Но она всегда была верна своим идеалам, и то главное, что составляло основу ее существа, было прекрасно. Как прекрасны были и ее искусство и мечты о воспитании с помощью танца и музыки нового, гармоничного человека.

Сегодня, на рубеже XX и XXI веков, мы успешно меняем мир в худшую сторону с помощью плохого кино, непристойных танцев и уродливой живописи. Почему? Разве у нас уже нет той ослепительной тяги к новому, лучшему миру, так переполнявшей гениев начала XX века? Или, может быть, мы просто еще не до конца проснулись? Сто лет назад Айседора учила своих маленьких воспитанниц: «Слушайте музыку своей душой. И когда вы слушаете, неужели вы не ощущаете, как где-то в глубине пробуждается ваша внутренняя суть и с помощью этой силы поднимаются ваши головы, поднимаются руки, вы медленно продвигаетесь к свету? Это пробуждение -  первый шаг в танце».
Поверите ли вы мне, я задрожал от благоговения, увидев Айседору Дункан. Однажды в столетие приходит новая идея, и здесь я был зрителем последней родившейся. Это начало новой эры в искусстве. Ничто не может так потрясти душу, как танец. От некоторых ее движений слезы подступают к горлу.
                                                                                                                                Титтертон

Джерело: Ольга Климова "Аседора Дункан" 
     Фото: http://lichnosti.net/people_989.html

ПОЯВЛЕНИЕ WINDOWS 95

Представить себе наше время без компьютера невозможно, одно лишь описание сфер применения этого чуда нашего века может занять сотни страниц. Компьютеры и Интернет изменили мир, а вслед за ним и мышление человека. Несомненным лидером на компьютерном рынке – точнее на рынке программного обеспечения – является компания Microsoft. А ее руководителю, суперпрограммисту и супербизнесмену Биллу Гейтсу, без преувеличения, удалось прорубить окно в мир миллионам людей. Вернее, «окна».

Разработка и производство электронных счетных машин были начаты в середине XX в. Первые компьютеры представляли собой огромные машины; они работали на лампах, но и в таком виде творили удивительные вещи. С 1950-х годов одним из лидеров в компьютерном бизнесе становится компания IBM. Компьютеры долгое время использовались только на крупных предприятиях и в армии. Но к началу 1980-х годов компании, производящие ЭВМ, пришли к мысли о необходимости выпуска персональных компьютеров – сравнительно небольших устройств, которые обычный человек мог бы эксплуатировать у себя дома. В 1981 г. появился первый персональный компьютер IBM. Любопытно, что изначально руководство компанией сомневалось в необходимости такого вида продукции. Но спрос на новые машины превзошел все ожидания. Вскоре к разработке программного обеспечения для таких компьютеров была привлечена основанная Биллом Гейтсом компания Microsoft.

Уильям Генри Гейтс родился в 1955 г. в семье адвоката. С детства мальчик больше всего интересовался математикой. Свою первую компьютерную программу Билл создал в 13 лет. Из своих однокашников по колледжу Гейтс организовал компанию, которая занималась разработкой программ, рассчитывавших движение городского транспорта. Когда Биллу было 15 лет, он написал программу для регулирования уличного движения, заработав на этом 20 тысяч долларов. В 17 лет ему предложили напи­сать программный пакет по распределению энергии Бонневильской плотины. В 1975 г. Билл Гейтс и его друг предложили фирме M.I.T.S свои услуги по соз­данию программного обеспечения для компьютера Altair. Тогда-то и появилась компания Microsoft. В 1979 г. IBM именно этой фирме предложила со­здать операционную систему для первого в мире персонального компьютера. Билл Гейтс проявил себя и ловким дельцом. Он приобрел за $50 ООО права на систему QDOS (Quick and Dirty Operating System), изменил название на MS-DOS и продал лицензию IBM. Презентация нового компьютера стала настоя­щей сенсацией на рынке.

Очень быстро Microsoft захватила мировой ры­нок. Особенно удачными с коммерческой точки зрения были приложения Microsoft Word и Microsoft Excel. Сотрудники Microsoft отлично знали, что на самом деле нужно людям. В плане изучения потен­циального рынка и его потребностей компания Билла Гейтса оказалась на голову выше своих конкурентов. В 1986 г. Гейтс стал миллиардером.

В это время он со своими коллегами уже работал над графической операционной системой Windows. Гейтс отлично понимал, что работа с картинками для обывателя гораздо удобнее и приятнее. Он рас­сматривал Windows как электронный письменный стол, где должно быть все, что есть на рабочем месте: книга для записей, блокнот, калькулятор, часы и т. д. и т. п. И точно так же на «письменном столе» Windows должны были одновременно вводиться в действие несколько программ.

Первая версия Windows, представленная на одной из выставок в конце 1985 г. (Windows 1.0), даже по меркам того времени выглядела довольно слабо: программа выполнялась безумно медленно, а модуль управления файлами MS-DOS Executive вообще работал в текстовом режиме. Но разработчики не останавливались на достигнутом. Windows 2.0 вышла в 1987 г. Появились кнопки максимизации и минимизации и перекрывающиеся окна.

Появление в мае 1990 г. Windows 3.0 ознаменовало новую эру программного обеспечения персональных машин. Windows 3.0 предлагала псевдомногозадачность и выполнение DOS-программ в окне. Появились Program Manager, File Manager, Control Panel и полосы прокрутки с кнопками. И все это — в графическом режиме. Возможность адресации боль­шего объема памяти позволила Windows работать значительно быстрее. Отныне фирмы-производители стали массово ориентироваться именно на эту систему. Правда, система допускала немало ошибок. Работа над ними привела к созданию операционной системы Windows 3.1.

В это время компьютеры, построенные на базе процессора Intel 386, становились все доступней. И к моменту выхода Windows версии 3.1 использовались уже практически повсеместно. Они обеспечивали хорошую производительность и были той платформой, на которой Windows могла работать эффективно. Объем оперативной памяти, а также качество и производительность видеосистем стали соответствовать требованиям, которые предъявляла к ним Windows. Как только аппаратные средства смогли обеспечить должный уровень производительности, достоинства графического интерфейса мгновенно стали очевидны для пользователей.

К середине 1993 г. объем продаж Windows 3.1 достиг миллиона копий в месяц. Но специалисты Microsoft не остановились на достигнутом. 24 августа 1995 г. в продажу поступила новая операционная система Windows 95. О Windows 95 писали все журналы, проводилась широкая рекламная кампания, производи­тели программного обеспечения стали переделывать свои продукты под эту операционную систему. За две недели было продано семь миллионов копий.

Пользователи получили преимущества объектно-ориентированного интерфейса, включая «рабочий стол» и пиктограммы, копирование и удаление техникой перетаскивания, вложенные папки и легко доступный диалог для задания свойств. Windows 95 внесла значительные улучшения в архитектуру Windows, в том числе 32-разрядный интерфейс приклад­ного программирования (API), защищенные адресные пространства для ее собственных 32-разрядных прикладных программ, вытесняющую многозадачность, разделение прикладных программ на потоки и более широкое использование виртуальных драйверов устройств. Производительность Windows 95 была на удивление высокой.

Windows 95 стала необычайно популярной системой. За ней последовали другие версии, процесс разработки новых операционных систем не прекращается. Собственно, многие не представляют себе экран компьютера иначе, как оформленный в узнаваемом всем миром стиле Windows и ее многочисленных приложений, которые позволяют на­бирать текст, который сам содержит указания на ошибки, составлять таблицы, которые сами считают, дают возможность рисовать, чертить, составлять базы данных и т. д. и т. п. С середины 1990-х годов Microsoft всерьез занялась разработкой обеспечения для работы в Интернете, который сам по себе за­служивает отдельного очерка, поскольку, по сути, создал (не больше и не меньше) еще одну планету. Попытки же конкурентов перехватить инициативу у Microsoft пока не приводят к успеху.

Комментариев нет: